Первобытный ужас в литературе

Если ты, уважаемый посетитель моего сайта, любишь читать и неравнодушен к литературе ужасов, то я расскажу тебе об одном мрачном гение, способном напустить настоящего страху на любителей такой попсы, как творчество Стивена Кинга и Ко.

Еще учась в школе я как-то незаметно для себя увлекся ужастиками. Но настоящих фильмов ужасов очень мало, все больше какого-то трэша, хоррора и прочей низкопробной дряни с кровищей и кишками, неспособной напугать даже ребенка, разве что вызвать отвращение.

Я же искал другого страха: без крови, расчлененки и убийств. Страха, от которого кровь стынет в жилах от одного представления, что что-то подобное возможно.

В своих поисках я перечитал весь раздел ужасов в местной библиотеке, но, честно говоря, стоящих внимания произведений практически не было. Большинство из них была просто жвачка для мозгов, а авторы не вызывали никакого доверия.

В конце 1990-х на волне увлечения тяжелой музыкой мне случайно попалась заметка об истории написания вокалистом Metallica Джеймсом Хеттфилдом своей композиции The call of Ktulu. Мелодия была написана под впечатлением от прочтения одноименного романа некоего Говарда Лавкрафта «The call of Cthulhu», было лишь немного изменено название. Неоднократно наслаждаясь этой мрачной металлической композицией  у меня, естественно, возникло огромное желание прочесть роман и понять, что же так потрясло Хеттфилда, вобщем-то здорового мужика, металлюгу, которого вряд ли можно напугать простыми «байками из склепа». Тогда я узнал про американского автора ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта — пишу полное имя из уважения к мастеру.

К сожалению Лавкрафта в России активно стали издавать лишь с начала 2000-х и первые произведения мне удалось прочесть году в 2005.

После первой же книги с рассказами я был впечатлен. Как-то сразу стало понятно, что всякие там читаемые мной до этого Стивены Кинги — просто бездарные подражатели этого великого мастера ужасов.

Говарда Лавкрафта многие считают основателем современной литературы ужасов, основанной на первобытном страхе человечества — страхе неизвестности. Произведения Лавкрафта часто пропитанным ужасом космического масштаба, событиями невообразимой древности, происходившими  на планете с представителями другой расы до появления динозавров, ужасом тайных знаний и призыва в помощь потусторонних сил.

Мне довелось прочитать довольно много произведений этого писателя, но еще многие стоят в очереди на прочтение. Конечно, есть рассказы скучноватые и даже не все из них являются ужастиками в прямом смысле слова. Но большинство его произведений заслуживают прочтения.

Очевидно, что в своих произведениях Лавкрафт использовал источники оккультных знаний: различные гримуары, литературу по колдовству и черной магии, религиозную литературу, апокрифы, знания обычаев самых загадочных народов мира.

Чего только стоит предисловие к повести «Случай Чарльза Декстера Варда»:

«Главные Соки и Соли (сиречь Зола) животных таким Способом приготовляемы и сохраняемы быть могут, что Муж Знающий в силах будет собрать в доме своем весь Ноев Ковчег, вызвав к жизни из праха форму любого Животного по Желанию своему, подобным же методом из основных Солей, содержащихся в человеческом прахе, Философ сможет, не прибегая к запретной Некромантии, воссоздать тело любого Усопшего из Предков наших где бы сие тело погребено ни было». Бореллий.

Некоторые произведения были написаны под действием наркотиков — это совершенно очевидно. Например «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» — повесть настолько необычна и изобилует обалденнейшими поворотами сюжета, что на трезвую голову такого просто невозможно придумать. А в рассказе «Гипнос» Лавкрафт практически описывает свой красочный наркотический опыт.

Говарда Лавкрафта за свое умение нагнетать атмосферу в произведениях часто называют Эдгаром По начала 20-го века, да и сам Лавкрафт был большим поклонником творчества По и даже называл его своим учителем.

По произведениям Лавкрафта снято несколько фильмов, но в большинстве своем смотреть их невозможно из-за того, что за экранизацию брались люди, не способные передать атмосферу произведений автора и декорации картин оставляют желать много лучшего. Специфика кинематографа такого жанра не позволяет тратить на картины больших бюджетов, от того на выходе получается откровенная лажа.

Студия Ардис создала несколько аудиокниг по произведениям Лавкрафта. Если нет возможности читать — слушайте.

Поклонники автора могут узнать больше о его биографии и творческом пути из этого интересного документального фильма.


Если статья вам понравилась, не поленитесь поделиться ей в социальных сетях :)





Добавляйтесь








ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Капоэйра (Капуэйра, Capoeira)
Alai Oli — концерт на крыше Artplay
Неприкасаемые или 1 + 1
Устал спешить - сбрасывай темп
Спагетти-вестерн от Тарантино
Вий 2014
Концерт Дельфина в Arena Moscow. Видео
Плачущий арлекин Lacrimosa
Олдтаймер галерея 2014
Здравствуй, Ночь


Экономьте деньги, не экономя на комфорте



3 комментария

  • Кстати, большим поклонником творчества Лавкрафта был Роберт Говард — родоначальник известного всем Конана. Он и сам написал некоторое количество повестей и рассказов в стиле хоррор. Например, «Голуби преисподней» — рекомендую к прочтению, очень атмосферная повесть.

    • У Лавкравта появилось много поклонников и последователей. К сожалению при жизни он практически не издавался, а слава пришла уже после смерти.
      Спасибо за рекомендацию, почитаем Голубей преисподней.
      Добавил в пост документальный фильм о Лавкрафте: поклонникам будет интересно и качество хорошее.

  • Вованыч

    Рекомендую также послушать итальянскую группу Evol, тексты песен который были написаны по мотивам произведений Лавкрафта. Уверен, должно понравится. Меня в свое время сильно поразило их творчество и не отпускает до сих пор, т.к. ничего подобного больше не слышал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.